Воскресенье, 25.06.2017, 23:19 | | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Мои статьи

§ 01. Передаем макет бигборда 3х6 м на широкоформатную печать


Итак, для бигборда 3х6 м (хотя многое здесь справедливо для любых широкоформатных постеров):

1)  Оптимальный размер файла – это 3000х6000 пикселей, что соответствует разрешению 25,4 DPI при масштабе 1:1 (для пущей верности обычно округляют до 30 DPI). Грубо говоря, картинка в этом случае будет состоять из точек, размером чуть меньше 1 мм.
Иногда я позволяю себе делать макет с размером точки в 3 мм, т.е. выставляю разрешение файла 8...10 DPI зная, что эту картинку будут разглядывать не ближе, чем с 4-5 метров. У плакатов же, которые будут "работать" на близких расстояниях (начиная с 1м), я выставляю разрешение 100...125 DPI.   Все эти DPI я привожу, имея ввиду масштаб постера 1:1.
Обратите внимание! Размер файла должен быть в реальном масштабе 1:1, иначе вы можете получить из типографии, например, плакат с 10-кратным качеством, но размером в 10 раз меньшим (30х60 сантиметров) и потом оправдываться, что, мол, я же им говорил(а)! 

2)  Цветовая модель. Типографии обычно требуют, чтобы макет был в модели CMYK. (Хотя, есть нюансы и, например, на многих японских плоттерах файлы в модели RGB отпечатываются ярче и сочнее – пробуйте!). При этом цветовой профиль в файле макета должен отсутствовать (или можно, чтобы он был Default CMYK). Советую поэкспериментировать - нарушить правило – сделать цветопробу и в RGB, и ее же в CMYK. 

3) Габаритная рамка. Если забыли обозначить периметр макета черной 0,5...1,0 мм линией, то жди беды. Особенно, когда края макета – белый фон. Спасает в таких случаях лишь добросовестность и профессионализм оператора типографии, куда вы отдаете макет в печать, и эту "мелочь" он добавит за вас.

4) Еще один нюанс – черный цвет. У каждой типографии свой рецепт, но однозначно то, что если в макете есть объекты просто со 100% черного, то они будут выглядеть сероватыми, т.е. недостаточно черными, т.к. сквозь слой черной краски проступает белый материал, на котором печатают наш макет. Особенно сильно это видно на бумаге (блюбеке), т.к. краски "проваливаются" внутрь бумаги и их цвет становится белесым. Поэтому черный делают составным, т.е.  добавляют основные краски. Выглядит состав, например, так:   C62 M51 Y50 K100 (в RGB ничего с черным не делаем).

5) Еще нюанс с черным цветом: в отличие от полиграфии при выводе файла под плоттерную печать рекомендую отключить опцию "Always Overprint Black" ("Всегда печатать наложение черного"), чтобы избежать появления неожиданных оттенков черного, т.е. чтобы черный цвет и его оттенки были во всех частях макета именно такими, какими вы их назначали. Вдаваться в подробности не буду, для плоттерной печати этот вопрос можно не изучать. А вот полиграфист обязан изучить тему. Неплохо написано здесь: http://www.advesti.ru/publish/prepress/290405_trepping/

6) Слои и различные альфа-каналы в файле не допускаются. Все слои должны быть соединены в один (должен быть только Background), лишние каналы кроме CMYK должны быть удалены.

7)  Формат файла чаще всего - TIFF  с применением компрессии LZW (хотя в настоящее время многие типографии принимают в форматах .eps,  .pdf,  .ai,  .cdr – как договоритесь). Есть нюанс – CorelDRAW некоторых версий некорректно создает .tif файл с компрессией (поэтому некоторые типографии требуют не применять компрессию). Выход прост – после экспорта из CorelDRAW открываем этот .tif в PhotoShop, а затем делаем Save As под этим же именем. Теперь файл прочитается у кого угодно. Если сделали все правильно, то размер файла не превысит 100 Мб.

8) Передавать готовый файл (если не часто этим заниматься) лучше всего, на мой взгляд, с использованием какого-либо файлообменника. Т.е. макет "закачать в интернет", а затем в типографию письмом отправить ссылку для скачивания. Таким образом у вас будет памятка, когда именно вы отослали макет. А звонок менеджеру зафиксирует факт передачи макета.

Если же вы часто собираетесь отправлять ваши макеты в одну-две типографии, то узнайте, как получить доступ к их фтп-серверу (у крупных типографий он обязательно есть), и закачивайте файлы непосредственно к ним. Но письмо в типографию вместе со звонком по телефону – гарантия того, что макет они получили, а вы сделали всё от вас зависящее.

9) Во избежание недопонимания со стороны типографии я рекомендую вместе с файлом макета отправлять небольшой jpg-файл c текстовым описанием задания печатникам и превьюшкой макета. Размеры, количество экземпляров, дополнительные работы, и т.д. – всё там отметьте. Чем больше пояснений, тем лучше. Потратив 10 минут на создание этой превьюшки-задания вы значительно уменьшите вероятность возникновения ошибок – как с вашей стороны, так и со стороны типографии.

Важный вопрос - получить те цвета на готовом изделии, которые ожидались. Чаще всего, те цвета, что вы видите на своем мониторе, – это не те цвета, что вы получите в отпечатанном изделии. Особенно "большая разница" по статистике замечается в области светлых тонов. Может помочь калибровка вашего монитора под конкретную типографию... об этом нужно договариваться. Но стоит знать, что "привыкнув" к цветопередаче одной типографии, вы, скорее всего, не получите аналогичный результат в другой, снова нужно будет привыкать... За чей счет – вопрос интересный, но даже у опытных людей в этом деле случаются промахи. Предвидеть результат – дорогого стоит.

В общем, это довольно сложный вопрос, много нюансов, лучше посоветоваться со специалистами (из самой типографии), такой вопрос – на целую статью (тоже планирую написать). 

Коротко, могу дать совет... Чтобы набраться опыта - делайте цветопробы (в крупных типографиях для частых заказчиков они бесплатны). Как их делать – планирую отдельную статью.


Итак, очень кратко:

1) Разрешение 30 DPI – для борда 3х6м; 150 DPI – для сити-лайта 1,2х1,8м.

2) Цветовая модель Default CMYK.

3) Габаритная рамка.

4) Черный цвет – составной 62/51/50/100.

5) Отключить опцию "Always Overprint Black".

6) Слои и каналы – не допускаются.

7) Формат TIFF  с компрессией LZW.

8) Фиксация факта передачи-приёма макета в типографию.

9) Превьюшка-описание задания.


Пожалуй и все, желаю удачи.


К списку статей

Близкие по теме материалы:





Категория: Мои статьи | Добавил: sb (03.08.2010)
Просмотров: 20745 | Комментарии: 2 | Теги: требования к макету, сжатие файла, какое разрешение, предпечатная подготовка, макет в типографию, Бигборд, билборд, ПОСТЕР, широкоформатная печать
Всего комментариев: 2
1  
По поводу калибровки вашего монитора под конкретную типографию - можно просто спрашивать таблицу CMYK, по которой выставляют цвета, просто и можно не обращать внимание на цвета монитора.

2  
Да, чаще всего мониторы мало у кого специально калибруются. Так и поступает дизайнер: под каждый плоттер у него имеется набор цветовых шкал, на которые можно ориентироваться. Но! на этом тоже можно споткнуться, если вы не печатаетесь каждый день.
Специалисты говорят, что даже через неделю распечатка из одного и того же файла будет отличаться от текущей. В какой степени отличия - это отдельный большой вопрос.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]